пятница, 3 апреля 2015 г.

Учимся говорить.

На что опереться родителям, которые учат говорить своего малыша. Конечно на книжки.


Многие молодые мамы спрашивают когда начинать читать малышу?
Если у родителей есть большое желание, начинать читать ребёнку можно с самого рождения. Новорожденный не может понять смысла прочитанного, но прекрасно различает интонации, ритм и к тому же, воспринимает эмоциональное состояние взрослого во время чтения. Так что если мама читает с удовольствием, а не по обязанности, то у ребенка уже на эмоциональном уровне начинает формироваться положительное отношение к занятию чтением.
Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас, так как слышит больше слов. Читая вместе с мамой, малыш не только узнает что-то новое, но и активно развивает воображение и память, а порой усваивает важные жизненные уроки. А как вы6ирать полезные и интересные книги для малышей разного возраста?

Какие книжки нужно покупать самым маленьким?

Важны легкость и прочность

Хорошая книжка для маленьких имеет некоторые особенности.

Она лёгкая — у малыша должно хватать сил на то, чтобы в любой момент достать книгу с полки.

Прочность ей обеспечивает обычный или ламинированный картон. Размер книжки небольшой ребёнок должен иметь возможность «играть» с ней самостоятельно.

В книге крупные, яркие картинки и немного мелких отвлекающих деталей. Печатный текст — только крупный, фразы — чёткие и лаконичные. Если страница представляет собой яркую картинку, текст должен располагаться на светлом фоне.

Еще лучше сшить книгу самому. 

Варианты книг могут варьироваться от просто тематических изображений до сенсорных игр-трансформаторов с замочками, шнуровками, застежками и др.


Однако всему своё время

Самым маленьким нужны книжки для рассматривания предметов, животных, растений и т.п. Большую часть площади страницы для них должна занимать картинка. Подписи состоят максимум из двух-трех слов. Малыш пока не представляет, как обращаться с новой «игрушкой» — все может ограничиться облизыванием и бессмысленным перевертыванием страничек. Но если вы рассматриваете книжку вместе и при этом проговариваете текст, то скоро заметите, что кроха легко узнает знакомые предметы и даже пытается по-своему их называть.


Вот тут-то и важно учить ребенка Звукоподражанию.

Рассматриваем с ребенком картинку: дети заблудились в лесу, они кричат: «Ау! Ау!»

— Как кричат дети?

— Ау! Ау!

2. Рассматриваем картинку: малыш плачет: «Уа! Уа!»

— Как плачет малыш?

— Уа! Уа!

3. Рассматриваем картинку: ослик кричит: «Иа! Иа!»

— Как кричит ослик?

- Иа! Иа!


Рассматриваем с малышом картинки или игрушки, назы­ваем их, произносим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе.

1. Это корова. Корова мычит: «Му-му-му!» Как кричит корова?

2. Это коза. Коза кричит: «Ме-ме-ме!» Как кричит коза?

3. Это кошка. Кошка кричит: «Мяу! Мяу!» Как кричит кошка?

4. Это цыпленок. Цыпленок пищит: «Пи-пи-пи!» Как пищит цыпленок?

5. Это овечка. Овечка кричит: «Бе-бе-бе!» Как кричит овечка?

6. Это собака. Собака лает: «Гав! Гав! Гав!» Как лает собака?


Примерно с года (а при желании и раньше) можно начать читать ребенку стихи и коротенькие сказки. В этом возрасте знакомство с веселыми потешками, хорошо сопровождать яркими характерными жестами.


Рассматриваем с малышом картинки или игрушки, выра­зительно читаем двустишия, предлагаем малышу произнести звукоподражания вместе:

«Мяу! Мяу!» — Рыжий кот.
Он у бабушки живет.

«Гав! Гав! Гав!» —                                                                                  Лохматый пес.
Хвост кольцом и черный нос.

«И-го-го!» — Вот это конь!
Хвост и грива как огонь.

«Бе-бе-бе!» —
Барашек черный.
Он веселый и проворный.

«Ме! — кричит козел сердито. — Опрокинуто корыто!»

«Му! My! My! — кричит корова. — Забодаю Катю с Вовой!»
Простейшие книжки-малышки можно делать самостоятельно, вместе с детьми вырезать, рисовать, сочинять простенькие тексты о жизни ребёнка. Это развивает творческие способности, позволяет малышу осознать, что все, о чем говорится в книгах, имеет отношение к реальной жизни и формирует бережное, глубоко личностное отношение к книге вообще. Если у вас возникают сомнения по поводу содержания книги, уберите ее подальше. Больше доверяйте своей родительской интуиции. Чем старше ребенок, тем многограннее становится круг его чтения. Задача родителей — постараться расширить детский кругозор, подбирая разнообразные книги. А чтобы малыш учился ориентироваться в мире печатного слова, отправляйтесь в книжный магазин вместе. Даже когда ребёнок научится читать сам, не прекращайте практику совместного чтения. Взрослый может читать гораздо более эмоционально, создавая у ребёнка живые представления о написанном, и к тому же должен объяснять малышу непонятные моменты и общий смысл. А главное — такое чтение очень сплачивает.


Примерно к двум годам, когда у ребенка появляется интерес к буквам, — приобретите азбуку. Стоит помнить, что узнавание букв и чтение — вещи разные. Сейчас читаете вы, а ребенок активно слушает. Не стоит форсировать события. Многим детям нравятся книжки-игрушки всевозможные пищалки, книжки в форме животных, насекомых и т.д. Они привлекательны для ребенка, но не стоит ими увлекаться книги, прежде всего, предназначены для чтения — это малышу важно усвоить. Постепенно сводите количество книг-игрушек к минимуму.


Три года — возраст почемучек — оптимальное время для покупки детских иллюстрированных энциклопедий. Количество незнакомых слов в них не должно превышать 10—15 процентов, иначе книга может показаться ребенку скучной. Читая вместе с вами, малыш получает ответы на интересующие его вопросы и при этом учится работать с новой информацией       

Комментариев нет:

Отправить комментарий