пятница, 25 сентября 2015 г.

Развитие памяти у детей.

Когда я работала с детьми дошкольного возраста по обучающей программе, обязательно обращала внимание на тип восприятия ребенка. Конечно, в большинстве случаев с детьми до 5 лет применяются игровые формы работы и все дети воспринимают информацию через двигательные или игровые образы, что присуще детям этого возраста, так как ведущая деятельность у них – игра.

Но с началом подготовки к школе мы стараемся усадить ребенка за рабочее место и рассказать как можно больше информации, иногда с промежуточными играми. Но ведь всего 5% детей воспринимают информацию на слух (они аудиалы), да и то не более 10-15 мин., большинство детей нуждаются в наглядных образах, они (визуалы), а еще лучше в самостоятельной проработке материала в тетрадях с яркими картинками (важно как для визуалов, так и для кинестетиков). Дети, воспринимающие материал через ощущения (кинестетики), легко отвлекаются, но умудряются воспринять больше материала, чем другие, даже когда постоянно крутятся. Вот именно им нужно больше двигаться, работать группами, обсуждать что-то, тогда они надолго запомнят информацию.



Согласно теории Юрия Бурлана люди со зрительным вектором обладают фотографической памятью, т.е. могут с легкостью запоминать схемы и рисунки в учебнике или конспекте, как бы фотографируя их. Кроме того, зрительники (аудиалы и кинестетики) очень хорошо запоминают эмоционально окрашенные события, моменты, т.к. одним из свойств зрительного вектора является более развитая чувственность, чем у людей, у которых зрительный вектор отсутствует. Поэтому основными методами развития памяти у детей со зрительным вектором будет привитие любви к чтению, развитие чувственности через литературу, театр, умение сопереживать героям. В играх для детей для развития памяти следует также использовать различные оттенки цветов и яркие картинки.

Люди со звуковым вектором акцент делают на звуки. Звуковики могут в упор вас не видеть, но запомнят ваш голос с точностью до мелодики и тембра. При правильном развитии звуковых детей они способны запоминать на слух музыкальные произведения, становясь композиторами, произношение иностранных слов, т.е. усваивать иностранный язык на слух, а не через чтение и зубрежку правил. Только люди со звуковым вектором способны говорить на иностранном языке без акцента. Чтобы выполнить работу, аудиалу нужна полная тишина. Работать под музыку ему не под силу. Из звуков лучше всего звуковое ухо воспринимает негромкую классическую музыку и спокойную тихую речь.

Конечно, для качественной подготовки ребенка к школе нужно задействовать все каналы восприятия, ведь чем больше каналов задействовано, тем быстрее идет обучение, но развивать их нужно поэтапно и системно. Если ребенок визуал уже освоил упражнения для слухового восприятия, можно давать часть нужной информации на слух. Если вы не развивали у ребенка разные каналы восприятия, а предоставили материал в несвойственной ему форме осознания, не ругайте его за неосвоенную информацию.
Если необходимо быстро запомнить стихотворение или какой-либо материал для пересказа ребенком, не экспериментируйте, дайте ему возможность восприятия в привычной форме.

При выполнении работы психологами рекомендуется:

- визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.. Информацию подавать в виде схемы, таблицы, серии рисунков, наглядного и практического материала. Используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания, записывая действия.

- аудиалу не делать замечания, когда он в процессе за поминания издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием. Повторять информацию медленно, с расстановками, можно в виде песни. Использовать вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия

- кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения. Его восприятие будет намного лучше, когда вы неожиданно прервете поток информации и дадите ему возможность подвигаться, а после спросите, на чем остановились. Для детей этого типа необходимо предоставлять практический материал для осознания, использовать жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов. Повторять информацию необходимо медленно. Надо помнить, что кинестетики обучаются посредством визуализаци; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволять им проигрывать в ролях части вашей информации.

Замечание, сделанное "на языке" ребенка также произведет нужный эффект :

- визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем;
- аудиалу - сказать шепотом "ш-ш-ш";
- кинестетику - положить руку на плечо, похлопать по нему.

Комментариев нет:

Отправить комментарий