Кризис третьего года жизни.
Третий год жизни. Отличает его целый
набор симптомов поведения
Первый симптом – яркое выраженное
проявление негативизма. Это не просто нежелание выполнять какие-то указания
взрослого, не просто непослушание, а
стремление делать все наоборот. Причём такое стремление проявляется как будто
против воли самого ребёнка и часто в ущерб его собственным интересам. Суть негативизма
заключается в том, что ребёнок не делает чего-то только потому, что его об этом
попросили. Причина такого поведения кроется, в
отношениях ребенка и взрослого. Негативизм-это отношение не к предметной
ситуации, а к человеку. Чтобы возникло непослушание, необходимо, для начала как
минимум, чтобы желание ребёнка не совпало с требованием взрослого. Если же
перед нами проявление негативизма, то обычно совершенно неважно, в чём
заключаются наши требования, и каковы подлинные желания малыша. Ребёнок,
действуя наперекор взрослому, поступает и наперекор собственным ощущениям,
впечатлениям и желаниям. В случае негативизма ребенок действует вопреки
очевидности.
Второй симптом кризиса трёх
лет-упрямство, которое отличается от настойчивости: ребенок добивается
своего
только потому, что он этого не
хочет. Если упрямство проявляет взрослый, это не свидетельство силы личности, а
наоборот, маскировка его неуверенность в себе, и далеко не лучший способ
выглядеть сильным и в своих глазах, и в глазах окружающих. Слабость же личности
ребёнка-вещь вполне закономерная. Поэтому его упрямство можно рассматривать как
собственную защитную реакцию против влияния взрослых. Это же относится и к
негативизму. Только если негативисту все равно, что делать, лишь бы наоборот,
то упрямцу важно сделать именно то, на чем он настаивает.
Третий симптом
связан с проявлением строптивости – это постоянное недовольство тем, что
предлагает взрослый.
Четвертый – своеволие: ребенок все
хочет делать сам, борется за свою самостоятельность.
Острота кризиса прямо зависит от
отношения к ребенку взрослых.
Тактичное поведение взрослых,
предоставление ребенку большей самостоятельности обычно смягчает кризис.
Задача взрослых определить меру
возможностей малыша.
Прежде всего, взрослые должны
сохранять и оберегать общее положительное отношение ребенка к самому себе. Если
он не может справиться с каким-то заданием, не следует давать отрицательную
оценку его личности.
Такие слова, как «неумеха»,
«растяпа» больно ранят самолюбие малыша, причиняют ему страдания. Постоянные
упреки отрицательно влияют на развитие инициативы, воспитывают неуверенность в
себе, гасят любознательность. В случае неудачи нужно, наоборот, подбодрить
ребенка, внушить уверенность в своих силах. Скажите малышу такую фразу: «Ты уже
так много умеешь делать. Ты молодец. Я уверена, что и этому ты научишься. Смотри,
как это делается, и попробуй еще раз. Если хочешь, я тебе помогу».
Не следует также сравнивать неудачи
ребенка с успехами других детей. Это может вызвать недобрые чувства к
сверстнику.
В тех случаях, когда ребенок слишком
часто упрямится, не вступайте с ним в бесконечные споры. Там, где это,
возможно, дайте ему возможность самому выбирать, что и как он будет делать.
Старайтесь не драматизировать кризисную ситуацию, вносить в нее долю юмора.
Индивидуальные консультации по скайпу olgazhoga1.
эл.адрес oleandra2@mail.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий