среда, 28 января 2015 г.


 Кризис третьего года жизни.


Третий год жизни. Отличает его целый набор симптомов поведения

    Первый симптом – яркое выраженное проявление негативизма. Это не просто нежелание выполнять какие-то указания

взрослого, не просто непослушание, а стремление делать все наоборот. Причём такое стремление проявляется как будто против воли самого ребёнка и часто в ущерб его собственным интересам. Суть негативизма заключается в том, что ребёнок не делает чего-то только потому, что его об этом попросили. Причина такого поведения кроется, в отношениях ребенка и взрослого. Негативизм-это отношение не к предметной ситуации, а к человеку. Чтобы возникло непослушание, необходимо, для начала как минимум, чтобы желание ребёнка не совпало с требованием взрослого. Если же перед нами проявление негативизма, то обычно совершенно неважно, в чём заключаются наши требования, и каковы подлинные желания малыша. Ребёнок, действуя наперекор взрослому, поступает и наперекор собственным ощущениям, впечатлениям и желаниям. В случае негативизма ребенок действует вопреки очевидности.
   
 Второй симптом кризиса трёх лет-упрямство, которое отличается от настойчивости: ребенок добивается своего                                                          только потому, что он этого не хочет. Если упрямство проявляет взрослый, это не свидетельство силы личности, а наоборот, маскировка его неуверенность в себе, и далеко не лучший способ выглядеть сильным и в своих глазах, и в глазах окружающих. Слабость же личности ребёнка-вещь вполне закономерная. Поэтому его упрямство можно рассматривать как собственную защитную реакцию против влияния взрослых. Это же относится и к негативизму. Только если негативисту все равно, что делать, лишь бы наоборот, то упрямцу важно сделать именно то, на чем он настаивает.

Третий симптом связан с проявлением строптивости – это постоянное недовольство тем, что предлагает взрослый.
Четвертый – своеволие: ребенок все хочет делать сам, борется за свою самостоятельность.

Острота кризиса прямо зависит от отношения к ребенку взрослых.

Тактичное поведение взрослых, предоставление ребенку большей самостоятельности обычно смягчает кризис.

Задача взрослых определить меру возможностей малыша.
Прежде всего, взрослые должны сохранять и оберегать общее положительное отношение ребенка к самому себе. Если он не может справиться с каким-то заданием, не следует давать отрицательную оценку его личности.

Такие слова, как «неумеха», «растяпа» больно ранят самолюбие малыша, причиняют ему страдания. Постоянные упреки отрицательно влияют на развитие инициативы, воспитывают неуверенность в себе, гасят любознательность. В случае неудачи нужно, наоборот, подбодрить ребенка, внушить уверенность в своих силах. Скажите малышу такую фразу: «Ты уже так много умеешь делать. Ты молодец. Я уверена, что и этому ты научишься. Смотри, как это делается, и попробуй еще раз. Если хочешь, я тебе помогу».
Не следует также сравнивать неудачи ребенка с успехами других детей. Это может вызвать недобрые чувства к сверстнику.

В тех случаях, когда ребенок слишком часто упрямится, не вступайте с ним в бесконечные споры. Там, где это, возможно, дайте ему возможность самому выбирать, что и как он будет делать. Старайтесь не драматизировать кризисную ситуацию, вносить в нее долю юмора.

Индивидуальные консультации по скайпу olgazhoga1. 

эл.адрес oleandra2@mail.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий