Развитие ребенка от 1 до 3 лет



Возрастные периоды детства

Большинство трудностей в общении с ребенком и в его воспитании возникают у родителей по причине родительской некомпетентности или недостаточной осведомленности о возрастных периодах и нормах развития детей. Очень часто родители ожидают от ребенка того, что не доступно его возрасту и, наоборот, снижают свои требования к нему в области поведения, навыков самообслуживания и общения. Взрослым необходимо четко ориентироваться в возрастных периодах детства и новых возможностях, приобретениях психики, которые должны возникать на каждом этапе развития ребенка.


Итак, ранний возраст от рождения до 3-х лет, отличается единством физического и психического развития и стремительным ростом и развитием ребенка. Эпоха раннего возраста делится на два этапа: от рождения до года и от года до трех лет.

На первом году жизни происходит


             активное развитие органов чувств в
             процессе ухода и общения, с первых
            месяцев жизни ребенок выделяет
            близкого взрослого, сосредотачивает
           свой взгляд и слух и, наконец, отвечает
           взрослому улыбкой, звуками и движением.
            Данная реакция, названная "комплексом
            оживления" должна появиться к 3-м
месяцам жизни. Она является условием и предпосылкой для развития общения между
ребенком и взрослым. Младенец постепенно
учится схватывать и удерживать предметы,
благодаря развитию руки.

К 6-ти месяцам 

ребенок должен брать, удерживать предмет, сосредотачиваться на нем и совершать простые действия с предметом, обследуя его, что является условием формирования мышления.

С 6-ти месяцев ребенок овладевает самостоятельными движениями в горизонтальном положении, учится сидеть, стоять и ходить. Ребенок продолжает осваивать окружающий мир, он уже манипулирует с предметами и реагирует на взрослого не просто как на объект окружающего, а как на партнера в познавательной деятельности.

К концу первого года жизни ребенок должен активно изучать предметы и пространство и проявлять потребность в деловом общении с взрослым в процессе этого изучения. У малыша формируется первый предметный опыт, формируется представление о свойствах предмета, расположенного в пространстве. В этом возрасте малыш должен понимать обращенную к нему речь и говорить простые слова, состоящие иногда из одного слога


Начиная с 1 года до трех, 

ребенок овладевает самостоятельными сложными движениями: ходьбой, бегом, лазанием, бросанием, и т. д. Ребенок не только активно двигается, но и учится регулировать собственное движение, подражая взрослому. Именно поэтому важно постоянно обращать внимание малыша на цель и
порядок выполнения действия: "Мы будем катать мячик. Положи мячик перед собой, как я, а теперь толкни мячик сильно, как я."
Ребенок переходит от обследования предмета к игровому действию с предметом: сначала он учится открывать и закрывать баночку, понимает, что ее можно использовать, как емкость, потом соотносит эту баночку по свойствам с кастрюлькой и, наконец, использует в игре баночку, как кастрюльку. Речь ребенка теперь становиться самостоятельной и активной. На фоне активизации речи зарождается общение со сверстниками, ребенок делает первые попытки взаимодействовать с другим малышом в предметной и игровой деятельности.
Главным приобретением личности в конце раннего возраста становиться осознание ребенком себя, как самостоятельного субъекта, своего личного действия и личного желания.

Педагог-психолог Аурика Савка


О развитии Вашего малыша, можно судить по основным бытовым навыкам. 

Ребенок должен уметь


♦ в 1 год и 6 месяцев:
— держать в кулачке ложку, есть (частично) жидкую и полужидкую пищу, пить из чашки (почти не проливая);
— отрицательно относиться к нарушению опрятности;
— сообщать о физиологических потребностях;
— спокойно относиться к умыванию;
♦ в 1 год и 9 месяцев:
— самостоятельно есть любую пищу (с хлебом) из своей тарелки;
— самостоятельно снимать (стягивать) шапку и обувь, частично одеваться (натягивать шапку, обувать туфли);
— обращать внимание на грязное лицо и руки;
— контролировать физиологические потребности (заранее сообщать взрослому характерным словом);
— проявлять желание к самостоятельным действиям;
— знать места хранения одежды, игрушек и других вещей;

♦ в 2 года:
— есть аккуратно, не обливаясь;
— при умывании тереть ладони и части лица, вытираться при помощи взрослого;
— самостоятельно одеваться (натягивать носки, шапку, обувь при незначительной помощи взрослого), частично раздеваться;
— знать места хранения одежды, обуви, игрушек и посуды;
— пользоваться носовым платком (при напоминании);
— контролировать физиологические потребности;

♦ в 2 года и 6 месяцев:
— одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослого;
— расстегивать и застегивать одну-две пуговицы;

♦ в 3 года:
— одеваться с небольшой помощью взрослого, а раздеваться самостоятельно;
— складывать свою одежду перед сном;
— застегивать несколько пуговиц, завязывать (связывать) шнурки;
— знать назначение многих предметов и их местонахождение;
— выполнять поручения из 2— 3 действий («отнеси», «поставь»);
— уметь мыть руки с мылом, умываться, вытираться полотенцем;
— замечать беспорядок в своей одежде, пользоваться носовым платком;
— регулировать свои физиологические потребности;
— вытирать обувь при входе в квартиру;
— аккуратно есть, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой;
— не выходить из-за стола до конца еды и не мешать за столом другим;
— говорить слова благодарности, здороваться, прощаться.

Комментариев нет:

Отправить комментарий