понедельник, 21 мая 2018 г.

ОТКУДА БЕРЕТСЯ КРИЗИС СЕМИЛЕТОК

После семи лет основная часть жизни ребенка происходит вне семьи. Не по времени, поскольку большее количество часов он все-таки проводит именно с родными, а по значимости — это возраст школьных событий. И это не может не отложить отпечаток на общение с родителями.

Если бы мы жили в архаичном обществе, то все равно это период проходил бы в кругу сверстников, которые все вместе бегали бы по полям и лесам, что-то пробовали, чему-то обучались. А семья — это место, куда он постоянно возвращается.


Ребенок после 5 лет начинает двигаться в сторону культуры, он начинает жить идеями, образами, сравнениями, символами. Именно поэтому детей-семилеток особенно легко ранить словами. К тому же они начинают сталкиваться со сравнениями, и не всегда они бывают в их пользу (Маша лучше нарисовала рисунок, Миша быстрее выучил стихотворение). И во многих школах сейчас присутствует атмосфера конкуренции, которая заставляет ребенка испытывать боязнь быть непризнанным.

Что делать родителям

Научить проигрывать. Один из главных страхов семилеток — страх неудачи, проигрыша, конкуренции. К сожалению, ребенок не может всегда выигрывать, поэтому родители должны научить его проигрывать. Когда он станет взрослым, выигрыш даст ему преимущества, но если он окажется в роли проигравшего, то у него внутри должна быть опора, которая поможет ему с этим справиться.

Дать поиграть в ролевые игры со сверстниками. Двухлетка может играть с кубиками сам с собой: он будет ставить один предмет на другой, и его будет интересовать, войдет ли этот предмет в это отверстие. Пятилетний и шестилетний же ребенок играет со смыслом: он возьмет кубик и скажет «Это дом!», возьмет другой — и назовет его «танком». Он уже осмыслил мир природы, теперь ему нужно познавать мир смыслов и сюжетов. Двум двухлеткам вместе не интересно, а пятилетки друг другу необходимы. Они распределяют роли: ты будешь дочка, я — мама, ты — продавец, а я — покупатель, и у них начинается движуха.
Но мы видим, что современные дети лишены ролевых игр, а ведь ролевая игра — основная деятельность этого периода развития. Она требует условий — чтобы взрослые были где-то рядом, но не лезли в их игру. Взрослые же любят структурированные занятия — чтобы и в детском саду им давали уроки. А детям нужно время для сюжетных игр, и именно они влияют на уровень их способностей.

Научить заботе. Шестилетка способен понять потребность другого человека. Он может осознавать, что вы устали, подойти обнять, подать что-то. Двухлетка тоже может принести тапочки, но 5-6-летка делает это уже осознанно. Здесь есть свои риски, если родители не в форме (депрессия, развод), так как ребенок может стать родителем для своих родителей.

Научить переносить смысл с одного предмета на другой. Если ребенок не мог поверить, что кубик — это машинка, то он не сумеет понять, что икс — это математический знак, и осознать, что несут в себе абстрактные задачи.

Быть рядом во время пика детских страхов. В 5-6 лет фантазия очень мощная. Ребенок может озадачиться: «А что это там шуба так странно висит? А это точно шуба?» В этом же возрасте приходит осознание смерти и растет ощущение уязвимости. Именно поэтому сейчас для него важно быть рядом с мамой и папой.

Завтра лучше, чем вчера. Это возраст, когда ребенок должен учиться. В первом классе, когда нет оценок, есть слово «молодец». И если тебе его не сказали, значит, ты не справился. Лучше сравнивать ребенка не с другими детьми, а с ним же вчерашним. Когда сегодня ты умеешь больше, чем вчера, то это и есть прогресс. Л. Петрановская

Комментариев нет:

Отправить комментарий