суббота, 14 февраля 2015 г.

Любовь к детям



Любовь к детям, это особый вид чувства, особый тип межличностных отношений, складывающийся в семье. И зависит он от тех ценностей, которые складываются из эмоционально окрашенной системы связей человека с миром и другими людьми, в основе которой лежат ценностные ориентации личности.

Тип ценностного отношения к ребенку исследователи связывают с мерой его принятия как личности, характером самооценки в процессе и результате предметно-практической деятельности и общения, особенностями взаимодействия (И. Бех, А.Л. Кононко).

Обратим взор на себя. Какой вид отношений преобладает в ВАШЕЙ семье?


Эмоционально-приемлемый, действенно-конструктивный тип ценностного отношения родителей к ребенку. К этой группе родителей, относятся те, кто способен в целом положительно принимать своего ребенка, несмотря на его сегодняшние успехи или неудачи. Такие взаимоотношения с детьми характеризуются прочностью и устойчивостью эмоциональных контактов, хорошей ориентацией в пороках и добродетелях последних. В целом положительно воспринимают ребенка, в случае необходимости готовы к конструктивному обсуждению с ним определенных проблем взаимодействия, общения, деятельности. Разговор с ребенком об определенных недостатках в его поведении строится с позиций оптимистической оценки личности ребенка в целом и поощрения его к самостоятельному анализу, выбору и выработки собственной позиции. Такие родители стараются постоянно демонстрировать уважение и доверие, видя в детях равноправных партнеров и уважаемых лиц, которые могут иметь свою точку зрения на то или иное явление. Постоянно заботятся о поддержании уважительного отношения ребенка к себе за счет содействия в достижении им положительных результатов в деятельности и общении. Они одобряют любые попытки проявить самостоятельность, исполнительность, поощряют требовательное отношение детей к себе. Дозируют критические замечания. В воспитании своих детей ориентированы на ценности, которые являются значимыми не только на этот временной промежуток, но и на всю оставшуюся жизнь: самостоятельность, исполнительность, ответственность, критичность, человечность.

Нетребовательно-снисходительный, опекунский тип ценностного отношения к ребенку со стороны родителей. Для группы родителей, исповедующих данный тип ценностного отношения, характерно недостаточное осознание ценности ребенка как личности. Им трудно воспринимать ребенка в комплексе его качеств (в большей или меньшей степени положительных), они обычно ориентируются на какой-то свой, во многом вымышленный эталонный образ. Партнерские отношения с детьми только декларируются родителями. На самом деле дети расцениваются не как более или менее равноправные партнеры, а как "маленькие", которых не стоит привлекать к принятию решений и ориентировать на ответственное отношение к миру. Среди целей воспитания приоритетными являются воспитание послушания и подготовка к школе. Не дожидаясь от своего дошкольника каких-то значимых результатов в предметно-практической деятельности и общении, для поддержания самоуважения, такие родители склонны к захваливания ребенка. В отдельные моменты, пытаясь повлиять на характер поведения ребенка, прибегают к эмоциональной агрессии и запугиванию с помощью вымышленных историй.
Неприемлемо-доминантный тип ценностного отношения к ребенку. Для родителей с названным типом ценностного отношения характерно эмоциональное неприятие ребенка. Довольно часто это объясняется тем, что дети не оправдали большей или меньшей степени их ожиданий относительно своего характера, умственного или физического развития. Эмоциональные контакты с детьми ограничены и чаще сводятся к обсуждению негативных проявлений в поведении. Поведение детей находится под постоянным контролем, при этом все, что выходит за пределы понимания взрослого, осуждается и не принимается. Мыслям, идеям, взглядам ребенка не уделяется надлежащего веса, поэтому совместная деятельность со взрослым возможна только при условии доминирования последних. Родители с этим типом ценностного отношения к детям в большей степени ориентированы на то, чтобы достичь воспитательного эффекта "здесь" и "сейчас". Поэтому в арсенале наказаний широко представлены физические действия, ограничение двигательной активности, эмоциональная агрессия, лишение перспективы радости. Рассматривая ребенка в ракурсе собственного самоутверждения, удовлетворения собственных жизненных амбиций, прибегают к сомнительным способов поддержания его ценностного отношения к себе, например, подчеркнуто хвастаются детьми в присутствии посторонних, заставляют их хвастаться своими успехами, обучают во что бы то ни стало отстаивать свое превосходство.

КОНЕЧНО,  наиболее БЛАГОПРИЯТНЫМ для воспитания самоуважения можно считать эмоционально-приемлемый, действенно-конструктивный тип ценностного отношения к ребенку в семье. Такое отношение в наибольшей степени вырабатывает высокий и оптимальный уровень самоуважения. При этом создаются благоприятные условия для формирования гармоничного образа- "Я" . Это происходит благодаря:
безусловному принятию ребенка своими родителями и постоянными, длительными, насыщенными эмоционально окрашенными связями.
специальной поддержке родителей по выработке ребенком ценностного отношения к себе: демонстрации разными способами уважительного отношение к ребенку, заботе о расширении и уточнении представлений ребенка о себе,  о самостоятельности, умении, исполнительности, критичности, ответственности др.

НЕБЛАГОПРИЯТНЫМИ для формирования самоуважения признаны
Неприемлемо-доминантный тип ценностного отношения, при котором ребенок растет как личность в условиях эмоционального блокировки, неверия в его силы, преобладание негативных суждений по поводу достижений и личностных качеств.
 В его поведении видят прежде всего негативные истоки, "душевные контакты" с ним сведены к минимуму, а отрицательные оценки ребенка определяют его низкую самооценку как личности.
Такой подход в воспитании деформирует эмоциональный компонент образа- "Я" ребенка, приводит к дезориентации детей в своих пороках и добродетелях. Ребенок становится неспособным демонстрировать свою ценность перед другими, даже если на то есть объективные основания.
Нетребовательно-опекунский, снисходительный тип ценностного отношения к ребенку, который тормозит формирование высокого уровня самоуважения. При таких отношениях в семье ребенок  теряет возможность вырабатывать более или менее адекватное представление о себе, последствиях своей продуктивной деятельности. Образ- "Я" деформируется, становится размытым и нечетким.

Такие дети плохо ориентируются в жизни. Отношение взрослых не стимулирует ребенка к стремлению сформироваться за счет независимого поведения, усердия, высоких стандартов качества выполнения заданий практического характера. Ребенок рассматривается как объект, который полностью зависит от воли взрослого. Такое отношение, хотя имеет несколько завуалированный характер, все же по своей сути можно классифицировать как своего рода неприятие ребенка как личности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий