вторник, 17 марта 2015 г.

«Эмоции энергетизируют и
организуют восприятие,
мышление и действие»
К. Изард
Эмоции — особый класс психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше перенастраиваться на совместную деятельность и общение. Люди способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контакта друг с другом.
Все мы хотим видеть «умные» эмоции у детей, чтоб  чувствовали, когда промолчать, а когда поддержать, чтобы им не надо было ничего объяснять –  сами догадаются, что у тебя на душе тяжело или ты хочешь побыть один. Но не понимаем, что сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, ее необходимо развивать. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми, сверстниками, а ведь именно общение обогащает и укрепляет чувственную сферу. Основы эмпатии закладываются еще в первый год жизни, во время позитивного отзеркаливания взрослыми эмоций ребенка. В дошкольные годы эмпатия становится осознанной, ребенок не просто «отражает» чувства другого, он их начинает распознавать и называть. Он может спросить маму: «Почему ты такая грустная?». Также важно научить ребенка распознавать свои собственные чувства и поддерживать потребности и говорить о них (рефлексия). Такая способность является одним из признаков психологического благополучия.
Эмпатия и рефлексия – важные составляющие эмоционального и социального интеллекта, а они определяют качество жизни человека намного больше, чем академическая успеваемость.

Самое лучшее, что мы можем сделать для развития своих детей – не мешать им играть, общаться; самим  проявлять эмоциональную зрелость, внимание к своим и чужим чувствам, разнообразить формы общения в семье. 
Для системной работы с детьми взрослым необходимо определиться, что брать за основу, на какие эмоции опираться.
К. Изард предложил такую классификацию эмоций: интерес, радость, удивление, горе, отвращение, презрение, стыд, вина, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Остальные эмоции считал произвольными.

Взрослым необходимо изучать и развивать эмоциональную сферу своего ребенка для того чтобы:
- дети могли адекватно, согласно принятых в его обществе норм и правил реагировать на события;
- интерпретировать состояния других людей и не встревать в разговор «под руку»;
- умели описывать и передавать свое состояние души словами, жестами (чтоб его переживания поняли и приняли во внимание),  
- расширяли широту эмоций и могли выразить свое эмоциональное состояние через свои собственные: рисунок, музыку, стихотворение и т.д.
В первую очередь знакомство детей с эмоциями происходит через совместные игры, наблюдения, рисунки, чтение и просмотр произведений, сказок с последующим обсуждением сюжетов, характеров героя и.т.д

Усвоению нравственных правил, принятых в обществе, способствует огромная поэтапная работа с детьми:
2-3 года жизни - Обогащают наглядно-чувственные представления ребенка про хорошее поведение, способствовать пониманию его значения

4-й год - Учат различать и оценивать положительные и отрицательные действия и поступки персонажей кукольных спектаклей, сказок и других произведений;
- Закрепляют умение соблюдать моральных правил в различных видах деятельности;
- Развивают положительные эмоции и чувства через ласковое, благодарное отношение родителей, других взрослых

5-й год - Закрепляют наглядно-чувственные представления ребенка о хорошем поведении, для этого нужно:
- Способствовать пониманию важного значение моральных правил
- Углублять детские эмоциональные переживания: нежность, благодарность, привязанность и т.д.
- Продолжать развивать способность сочувствовать, жалеть, помогать другим
- Предотвращать возникновение негативных эмоций: зависти, ревности, злорадства.

6-й год – Мы обогащаем, закрепляем и расширяем наглядно-чувственные представления ребенка о хорошем поведении, моральных качествах, сформированных в предыдущие годы. Для этого необходимо:
- Продолжать раскрывать значение хорошего поведения и соблюдения моральных норм.
- Учить применять полученные знания в представлении игровых ситуациях и в жизни.
- Обучать морально оправданным способам противодействия злу.
- Расширять собственный опыт ребенка.
- Обобщать и систематизировать представления ребенка про отзывчивость, доброжелательность, помощь старшим, младшим.
- Закладывать чувство собственного достоинства, стыда.
- Пробуждать дружеские, товарищеские чувства.
- Расширять опыт положительных эмоций, приобретенный ранее.
- Формировать способность к оценке и самооценки, критического отношения к собственному поведению.

Радуйтесь ребенку, любуйтесь им, получайте удовольствие от совместно проведенного времени – это и есть самый лучший вклад в развитие ребенка.

Если ребенок одинок, отвергнут, если он боится родительского гнева и разочарования, он развиваться не может. Все силы психики уходят на совладание с тревогой по поводу привязанности. Как говорят психологи, аффект тормозит интеллект.

Существует множество игр, заданий на формирование эмоциональной сферы ребенка, которые будут описаны постепенно. Если возникают вопросы, индивидуальные консультации по скайпу olgazhoga1

Комментариев нет:

Отправить комментарий