вторник, 24 марта 2015 г.

Праздник Пасхи.
День Воскресения Иисуса Христа - Пасха - один из самых святых, радостных и самых больших праздников у христиан. В дохристиянськи времена это был праздник солнца и пробуждение природы к новой жизни, победы ее над смертью. Иисус Христос своим воскрешением сообщил о победе Божьей правды над злом.

Неделя перед Вербным воскресеньем называлась Вербной. Нередко в это время еще бывают холода, а потому говорили в народе: "Пришел Вербич, два кожухи тербич", "Вербич, а на себя кожух тербич", а на Волыни говорят: "Вербниця - зима вернется".


Символика ивы.
Верба не случайно вошла как символ в христианских верований, ведь это дерево считали священным еще наши предки -древние славяне. У них оно олицетворяло бога солнца -Ярила, что дал людям огонь. Ива была и символом семейного очага, вокруг нее водили молодоженов, чтобы прочной была семья.

Освящение вербы.
На Вербницю освящают вербу в церкви и несут ее домой. Дети, получив веточки ивы, съедали по несколько котиков - "чтобы горло не болело". А потом, приговаривая: Не я бью, верба бьет, за неделю - Пасха, уже недалёко красное яичко, - били друг друга прутом. А взрослые ребята хотели, избивая ивой: Будь большой, как ива, а здоровый, как вода, а богатый, как земля. Хозяева, возвращаясь из церкви с освященной вербой, сначала обходили с ней все хозяйство - "от всякой злой силы", затем сажали на огороде несколько ветвей, а остальные несли в дом и ставили в углу под образами.

 Магическая сила освященной вербы.
Свяченой вербы приписывалась магическая сила. Иву очень уважали знатоки народной медицины. Когда болели люди или животные, то варили святой иву вместе с целебными травами и поили настоем больных. Лечились ею от от ревматизма,  а настоянную на иве водку пили из желудочных заболеваний. В отваре вербы купали детей, больных туберкулезом.

Писанка.
Писанка – символ Великодня. Девушки дарили ее ребятам в "поливной понедельник" (на второй день Великодня), писанки несли, когда шли в гости, клали их на могилу. Писанка - это образец очень древнего символического письма наших предков. Ни одна черточка, крестик не принимались произвольно. Кое-где еще сохранились на писанках знаки, которые говорят нам о элементах космогонических представлений наших предков. На гуцульских писанках еще сохраняются небесные олени - символ восходящего солнца, ромбовидный знак земли, является главным элементом всех вышивок, восьмиугольная звезда - "рожечка". На подольских писанках вьются огурчики, всякая растительность.

Способы росписи писанки.
Восковая техника такова: «писальцем» (трубочкой, сделанной из тоненькой металической бляшки в виде конуса и прикрепленной к древку), наполненным воском, наносят узор на поверхность яйца. Для этого трубочку нагревают над свечой, чтобы воск не застывал. Расписанное яйцо бросают в холодную краску, затем вынимають и снимают воск. Так получаем писанку с белым рисунком на цветном фоне. Если хотим иметь писанку многоцветную, то повторяем операции зарисовки воском несколько раз.

Чтобы изготовить "дряпанки", яйцо закрашивают в темный цвет, а затем наносят карандашом узор, который позже видряпывають иглой, шилом, гвоздем.

Кроме писанок, на Пасху готовили яйца - вареные яйца, окрашенные в один цвет - крашенки

Большое значение придавали и цветам писанок и крашанок. Так, красный цвет означал радость жизни, любовь; желтый - цвет солнца, звезд - означал тепло, урожай; зеленый - воскресение природы, богатства растительного и животного мира; черный - негоду, несчастье; бронзовый - символ матери - земли, ее щедрость.

Комментариев нет:

Отправить комментарий