вторник, 31 марта 2015 г.

Кризис первого года жизни

Ура! Ваш малыш подрастает, уже начинает говорить, ходить, сам держит ложку, увлекается игрушками. Но что с ребенком?  Вы задаете себе вопросы:
- Что за протесты против управления собой или каких-либо ограничений?
- Уже  хочет сам решать, когда и куда пойдет, когда будет одеваться, есть или играть? Что это?

Это....
кризис первого года жизни – главное событие, которым отмечен переход от младенчества к раннему возрасту.

Поведение ребенка раннего возраста, доставляющее взрослым столько хлопот, связано с двумя отличительными особенностями его психики.
Первая из них – ситуативность.   Для малыша 1-2 года интересно только то, что находится в поле его зрения. Ребенок в этом возрасте еще ни способен заниматься чисто умственной деятельностью, поэтому так велика роль предметов в его жизни. Не разрешая малышу действовать с ними, взрослые лишают его возможности мыслить, а значит полноценно жить. Действуя с предметами, он способен познать мир.
Вторая характерная черта психики ребенка раннего возраста – особая эмоциональность восприятия окружающего мира. Как радостно он бросается к новой игрушке или включается в уже известную, но интересную игру. Расставание с любимой игрушкой тоже вызывает взрыв чувств. Единство эмоционального и действенного отношения к непосредственно воспринимаемому миру – главная особенность ребенка 1-3 лет. Сказанное во многом объясняет причину первого кризиса раннего возраста. Ребенок стремится познать окружающий мир доступными ему средствами, встречает сопротивление взрослых, которые заботятся о здоровье малыша и порядке, а в результате – капризы, конфликты, слезы. Что же делать?

Нужно так организовать жизнь малыша, чтобы сделать ее и безопасной, интересной, развивающей. Потребность ребенка в поддержке и оценке, взрослым его действий – один из основных стимулов поведения в раннем возрасте. Подержать малыша, не значит дать попробовать что-то сделать и доделать все самому. Поддержка должна быть незаметной, как будто вы просто играете рядом. Если ребенок кушает, просто взяли другую ложку и сели рядом. Внимание взрослого придает ребенку уверенность в себе, поддерживает его тонус, дает ощущение важности его дел, желание продолжать и совершенствовать их.  Ведь не даром дети так любят устраиваться с игрушками поближе к взрослому. Малыш чувствует себя спокойнее и увереннее в присутствии взрослого. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий