Воспитание
чувства милосердия
Мы удивляемся и
возмущаемся, когда подростки обижают слабых детей, мучают кошку или щенка. И
задаёмся вопросом: «Откуда в них такая жестокость? Ведь мы их воспитывали!» А
может не так воспитывали? Может, не сумели заложить самое главное - умение
сочувствовать, сопереживать, сострадать.
Все эти качества являются составляющими
понятия милосердия – готовность помочь кому-либо, проявить сострадание,
человеколюбие.
Именно эти свойства личности определяют
отношения ребенка к окружающему миру и к окружающем его людям в будущем. И чем
раньше мы начнём их формировать , тем больше шансов воспитать гуманного
человека, который никогда не обидит своих товарищей, будет заботиться о тех,
кто нуждается в помощи и защищать тех, кто слабее его, больше шансов на то, что
жизнь кошек и собак будет в безопасности.
Что же нужно делать?
Прежде всего, бороться
с плохими качествами в ребенке.
Например, бывает,
что дети жалуются на своего товарища только для того, чтобы посмотреть, как его
накажут. Хотя и знают, что наказание – это горько, неприятно, стыдно. Они сами
это пережили и, казалось бы, должны пожалеть своего товарища. А вот не жалеют.
Почему? Они не научились сочувствию.
Если дети не милосердны к себе подобным, то,
что остаётся «братьям нашим меньшим»?
Правда, иногда и самые лучшие побуждения
ребёнка могут быть роковыми для животных.
Например, папа с сыном видят в лесу
ёжика, он им очень нравится. Появляется желание унести его домой и заботится о
нем. Хорошее побуждение? На первый взгляд – да. Но вот ёжик вместо привычных
условий леса оказывается в тесной для него квартире, ест не привычную для него
пищу, пытается охотиться по ночам, нарушая своим топотом и сопением сон своих
хозяев. Конечно, хозяева от этого не в восторге и со временем начинают считать
ёжика не лучшим соседом по квартире. Наверное, и ёжик не в восторге оттого, что
любовь человека оборачивается для него таким печальным образом. Так как же
найти золотую середину? Наверное, нужно сделать так, чтобы ребёнок, испытывая
самые лучшие чувства к природе, захотел бы узнать о ней как можно больше.
Известно, что дети
младшего возраста легко наделяют объекты окружающего мира чувствами, мыслями. С
возрастом эта особенность детской психики исчезает. Поэтому именно в младшем
возрасте легче научить ребенка уважать и понимать животных, растения,
сочувствовать им, признавать за ними право на жизнь. Сочувствовать – значит
бережно относиться. Бережно относиться – значит понимать само ценность каждого
вида. Не обязательно любить всех животных, к чему мы призываем детей. Важно
понимать живые существа и сопереживать им. Ребенок может не любить дождевого
червяка, но он должен понимать и чувствовать, почему нельзя давить червей,
вылезающих на поверхность во время дождя.
Для этого поиграйте
с ребенком в игры-эмпатии, превращалки «Я весенний цветочек», «Я сломанное дерево»,
«Я испуганный червячок»
Пусть дети не
просто покажут, но и расскажут, как чувствуют себя их герои.
Пишите письма
животным. Если вы напишите письмо перелетной птице в жаркие страны, можно
рассказать ей о зиме и нарисовать зимний пейзаж, - ведь она никогда не видела,
как падает снег! Письма можно опустить в специальный почтовый ящик.
Ну и конечно, дети с нетерпением будут
ждать ответов на свои послания. Тут уж вам придется потрудиться и проявить
фантазию, сочинив ответные письма от животных. Звери и птицы могут пожаловаться
на отношение к ним людей и попросить о помощи, бережном отношении.
Ребёнок, сказавший в детстве: «Дорогой
ёжик» или «Дорогая улитка»,- никогда не будет жестоким по отношению к природе!
Воспитание милосердия у детей хорошо
осуществлять на примерах героев литературных произведений, они смягчают сердце.
Много примеров проявления милосердия, человеколюбия, сострадания можно найти и в
произведениях устного народного творчества
А можно не просто
говорить, а выйти и помочь «братьям меньшим». Сделать с папой кормушку для
птиц, подвязать веточку деревца.
Если каждый с детства запомнит свои добрые
поступки, может, будет больше любви и милосердия?..
Комментариев нет:
Отправить комментарий