вторник, 7 апреля 2015 г.

Воспитание чувства  милосердия

Мы удивляемся и возмущаемся, когда подростки обижают слабых детей, мучают кошку или щенка. И задаёмся вопросом: «Откуда в них такая жестокость? Ведь мы их воспитывали!» А может не так воспитывали? Может, не сумели заложить самое главное - умение сочувствовать, сопереживать, сострадать.
       Все эти качества являются составляющими понятия милосердия – готовность помочь кому-либо, проявить сострадание, человеколюбие.

       Именно эти свойства личности определяют отношения ребенка к окружающему миру и к окружающем его людям в будущем. И чем раньше мы начнём их формировать , тем больше шансов воспитать гуманного человека, который никогда не обидит своих товарищей, будет заботиться о тех, кто нуждается в помощи и защищать тех, кто слабее его, больше шансов на то, что жизнь кошек и собак будет в безопасности.
    Что же нужно делать?
Прежде всего, бороться с плохими качествами в ребенке.
Например, бывает, что дети жалуются на своего товарища только для того, чтобы посмотреть, как его накажут. Хотя и знают, что наказание – это горько, неприятно, стыдно. Они сами это пережили и, казалось бы, должны пожалеть своего товарища. А вот не жалеют. Почему? Они не научились сочувствию.
   Если дети не милосердны к себе подобным, то, что остаётся «братьям нашим меньшим»?
     Правда, иногда и самые лучшие побуждения ребёнка могут быть роковыми для животных.
      Например, папа с сыном видят в лесу ёжика, он им очень нравится. Появляется желание унести его домой и заботится о нем. Хорошее побуждение? На первый взгляд – да. Но вот ёжик вместо привычных условий леса оказывается в тесной для него квартире, ест не привычную для него пищу, пытается охотиться по ночам, нарушая своим топотом и сопением сон своих хозяев. Конечно, хозяева от этого не в восторге и со временем начинают считать ёжика не лучшим соседом по квартире. Наверное, и ёжик не в восторге оттого, что любовь человека оборачивается для него таким печальным образом. Так как же найти золотую середину? Наверное, нужно сделать так, чтобы ребёнок, испытывая самые лучшие чувства к природе, захотел бы узнать о ней как можно больше.
Известно, что дети младшего возраста легко наделяют объекты окружающего мира чувствами, мыслями. С возрастом эта особенность детской психики исчезает. Поэтому именно в младшем возрасте легче научить ребенка уважать и понимать животных, растения, сочувствовать им, признавать за ними право на жизнь. Сочувствовать – значит бережно относиться. Бережно относиться – значит понимать само ценность каждого вида. Не обязательно любить всех животных, к чему мы призываем детей. Важно понимать живые существа и сопереживать им. Ребенок может не любить дождевого червяка, но он должен понимать и чувствовать, почему нельзя давить червей, вылезающих на поверхность во время дождя.

Для этого поиграйте с ребенком в игры-эмпатии, превращалки «Я весенний цветочек», «Я сломанное дерево», «Я испуганный червячок»

Пусть дети не просто покажут, но и расскажут, как чувствуют себя их герои.

 Пишите письма животным. Если вы напишите письмо перелетной птице в жаркие страны, можно рассказать ей о зиме и нарисовать зимний пейзаж, - ведь она никогда не видела, как падает снег! Письма можно опустить в специальный почтовый ящик.

  Ну и конечно, дети с нетерпением будут ждать ответов на свои послания. Тут уж вам придется потрудиться и проявить фантазию, сочинив ответные письма от животных. Звери и птицы могут пожаловаться на отношение к ним людей и попросить о помощи, бережном отношении.

   Ребёнок, сказавший в детстве: «Дорогой ёжик» или «Дорогая улитка»,- никогда не будет жестоким по отношению к природе!

          Воспитание милосердия у детей хорошо осуществлять на примерах героев литературных произведений, они смягчают сердце. Много примеров проявления милосердия, человеколюбия, сострадания можно найти и в произведениях устного народного творчества

А можно не просто говорить, а выйти и помочь «братьям меньшим». Сделать с папой кормушку для птиц, подвязать веточку деревца.

 Если каждый с детства запомнит свои добрые поступки, может, будет больше любви и милосердия?..
          


Комментариев нет:

Отправить комментарий