Методика
Марии Монтессори потрясла весь мир. После ее появления направление в педагогике
изменилось раз и навсегда. Уже невозможно представить ни одну развивающую игру
без творческого осознания методических
рекомендаций, предложенных Марией Монтессори. Да и в любом детском магазине, вы
найдете аналоги изобретений этой замечательной женщины.
В основе методики лежит САМОРАЗВИТИЕ ребенка в специально подготовленной среде. Т.е. ребенку дается свобода выбора в его занятиях, а взрослый его умело направляет. Маленькие дети учатся почти всему через собственные действия, развиваясь физически и тренируя свое тело и ум.
Мария Монтессори считала, что с первого дня появления на свет ребенок, как губка, впитывает всё, что его окружает. Стоит соответственно обустроить окружающее ребенка культурное пространство и поддержать малыша, как мы увидим чудо раскрытия человеческой природы.
В основе методики лежит САМОРАЗВИТИЕ ребенка в специально подготовленной среде. Т.е. ребенку дается свобода выбора в его занятиях, а взрослый его умело направляет. Маленькие дети учатся почти всему через собственные действия, развиваясь физически и тренируя свое тело и ум.
Мария Монтессори считала, что с первого дня появления на свет ребенок, как губка, впитывает всё, что его окружает. Стоит соответственно обустроить окружающее ребенка культурное пространство и поддержать малыша, как мы увидим чудо раскрытия человеческой природы.
Игры с
застежками Игрушки: ремешки, пуговицы разных размеров и петли к ним, шнурки,
кнопки,крючки На
плотный кусок ткани пришейте большие и маленькие пуговицы, кнопки, банты,
шнурок, который вдевается в дырку,
шнурок, который можно намотать на крючок,
крючки и петли к ним, застежки из ремешков, застежки-"липучки".
Каждое действие, например завязывание шнурков, рекомендуется проделывать
медленно и старательно, чтобы ребенок имел возможность внимательно пронаблюдать
весь процесс. Существуют гигантские пуговицы-шнуровки для малышей. Более 10 см.
в диаметре с 4 или 6 большими дырками - они тоже воплощают идеи Марии
Монтессори. "Пришивать" такую пуговицу можно учиться уже с 1.5 лет.
Для детей постарше (2-2.5 года) подойдут сюжетные шнуровки. Они предполагают не
только само действие (шнурование, завязывание узлов), но и сюжетную игру,
игру-драматизацию. Малыш помогает ежику донести грибок, корзинку, орешек,
распределяя их и пришнуровывая к ежиковой спинке."Переливание воды" Игрушки: поднос, лейка, банки различных объемов, мерный стакан, тряпка. Подкрашенная вода медленно льется из лейки в мерный стакан. Затем эта вода выливается в разные сосуды, время от времени вода возвращается в мерный стакан. Через повторение хода действий ребенок узнает, как по-разному распределяется равное количество воды в различных сосудах. Одновременно обсуждаются вопросы: "Где равные количества воды?", "Где воды больше?" Интересно лить не только крашеную воду, но и пену. В качестве контрольного задания Монтессори советует предложить ребенку переливать питье, например сок или молоко.
“Ну-ка,
вылови” Поставьте на
поднос две тарелки: слева – глубокую, а справа – мелкую. В глубокую тарелку
налейте воды и бросьте несколько мелких плавающих предметов. Предложите малышу
выловить их по одному ложкой и переложить мелкую тарелку. Вначале помогите ему,
слегка направляя его руку. Следите, чтобы ребенок правильно держал ложку. Важно
довести упражнение до конца: все предметы перенести в мелкую тарелку, а
пролитую воду – собрать губкой.
Игры с водой и губкой Игрушки: лейка, две тарелки, поднос, губка. Вы наливаете немного воды из лейки в тарелку, а потом при помощи губки, стараетесь перенести воду в другую пустую тарелку. Важно, чтобы вода не капала с губки на поднос, а оказалась целиком отжатой в новую тарелку. Если же несколько капель все же упали на поднос или стол, следует показать малышу как можно легок и приятно вытереть любую лужу. Затем это упражнение выполняет и малыш.
“Пересыпаем
ложкой” Поставьте на
поднос две чашки: слева – чашку с крупой, а справа – пустую. (Обе чашки должны
быть сухими.) Вначале, двигая рукой ребенка, покажите, как набрать неполную
ложку крупы, дождаться, чтобы крупа перестала сыпаться с ложки, и, плавно
двигая рукой, перенести ложку к правой чашке и опрокинуть над ней. Помогите
малышу набрать крупу, когда ее останется мало (подскажите, что надо нагнуть
чашку левой рукой). Полезно сочетать это упражнение с размешиванием. Например,
ребенок может сам насыпать сахар в чай и размешать его.
Волшебное
сито»: скажите: “В
этой чашке перемешаны рис и манка (покажите отдельно крупицы риса и манки). Как
выбрать отсюда все рисовые зернышки? Это трудно сделать даже твоими маленькими
и ловкими пальцами. Но тебе поможет сито!” Отделение одной крупы от другой
похоже для ребенка на фокус. Объясните, почему так получается, насыпав в сито
сначала чистую манку, а потом – рис. Просеянный рис надо пересыпать в
приготовленную тарелку. Порадуйтесь вместе с малышом достигнутому результату.
Игра
"Уборка" Игрушки:
крупы, ложечка, поднос, губка или щетка, совочек. Пересыпание крупы из одной
банки в другую ложкой, перебирание гречки или пшена, а также уборка
рассыпанного, особенно при помощи губки и совочка - развивающие игры в духе
Монтессори.
“Готовим
лекарства” Дети
любят размешивать ложкой, например сахар в чае. Однако это не всегда
получается: движения у ребенка еще резкие, ложка бьется о чашку, чай
выплескивается. Помогите малышу, двигая вначале его рукой. Учтите, что ребенку
намного интереснее размешивать в воде вещества, которые, растворяясь окрашивают
ее. Проследите, чтобы ребенок правильно держал ложку. С этим упражнением можно
связать много игр: приготовление лекарств, еды и т.п. Чтобы ребенок хорошо
освоил действия с ложкой, совмещайте это упражнение с пересыпанием ложкой.
«Волшебный
мешочек» (от 3 до 5 лет) Игрушки: мешочек с 8-10 знакомыми ребенку предметами (например,
расческа, свисток, шнурок и т.п.). Завяжите малышу глаза или попросите
закрыть их; пусть ребенок вытащит из мешочка один предмет и попробует
определить его на ощупь; после того, как ребенку удастся определить все вещи,
находящиеся в мешочке, можно заменить их на другие, постепенно повышая уровень
сложности в зависимости от возраста малыша; данное упражнение может также быть
использовано с предметами, начинающимися на одну букву (например, если вы
выучили букву "л", можно положить в мешочек ложку, лист, ластик и
т.п.).
Комментариев нет:
Отправить комментарий